Раньше? Быстрее? Больше?...

В наше время раннее развитие детей становится все более и более популярным. Родители озабочены поиском самых совершенных методик: кубики Зайцева, наборы карточек Домана, система Никитиных, «рамки Монтессори» - что только не идет в ход.

Этот бум понятен. Благодаря достижениям детской психологии перед нами открылись потрясающие возможности детской психики, способность детей к обучению кажется нам безграничной. И вот мы повторяем за Масару Ибукой: «После трех уже поздно!». А поэтому – быстрей, быстрей: раннее чтение, считать раньше, чем ходить, иностранные языки…

Нам частенько приходилось видеть трехлетних философов, способных рассуждать о строении атома, но неспособных застегнуть пуговицу. И бог бы с ними, с пуговицами! Но эти мудрецы оказываются абсолютно беспомощными в любых бытовых, житейских ситуациях, не умеют общаться со сверстниками. И не потому, как объясняют себе любящие родители, что опережают других детей в развитии, а потому, что отстают: отстают в развитии движений, социальных навыков, - того, что необходимо развивать в этом возрасте, и что очень трудно наверстать потом.

Мария Монтессори тоже считала, что традиционное обучение очень сильно тормозит развитие детей. Однако она не ставила целью ускорить его. Удивительно чутко наблюдая природу ребенка, она считала необходимым в первую очередь не мешать. Каждый человек пришел в этот мир со своим предназначением, у каждого есть свой собственный путь. Задача взрослых – помочь ребенку идти своей дорогой. И помощь эта заключается в первую очередь в расчистке пути. Нам важно убрать препятствия, но не подталкивать ребенка.

Какой человек будет счастлив в жизни? Тот, кто много знает? Много умеет? Это все важно, но гораздо важнее – понимать, чего хочешь и что можешь. Самое большое счастье – реализовать себя, прожить свою собственную жизнь. И чтобы не было мучительно больно…

Мария Монтессори говорила о важном явлении в развитии каждого человека – особых сенситивных периодах. В момент, когда у ребенка созревает, формируется тот или иной нервный центр, ребенок оказывается особо чувствителен (сензитивен) к соответствующему свойству, качеству, закономерности окружающего мира. И он изучает, исследует это явление с подлинной страстью. В этот момент наиболее полноценно происходят обучение и развитие. Причем, без всякого насилия с нашей стороны, с большим удовольствием для самого ребенка. Важно лишь, чтобы было что исследовать, - и вот это и есть задача взрослых. Они создают специальную подготовленную среду, насыщают ее возможностями, и предоставляют ребенку выбор. В итоге каждый ребенок реализует свою собственную программу и свой собственный учебный план. А если к этому добавить, что понятие развивающей среды обязательно включает в себя и среду социальную – разновозрастную группу сверстников, подготовленных взрослых, - то и умение ребенка жить среди людей становится естественным итогом.

На что же оказывается способен ребенок, если ему не мешать?

В группах Монтессори у детей полноценно развиваются крупная моторика и координация движений: ребенок становится подвижным, грациозным, владеет своим телом. Особое внимание получает мелкая моторика: ловкие и умелые пальчики, которые могут не только застегнуть пуговицу, забить гвоздь или вышивать, но и уверенно держать ручку или кисть. Развитая сенсорика – способность воспринимать мир во всей полноте красок, звуков, запахов, форм… Умение писать и читать – нет, не раньше, чем ходить. Но к концу дошкольного возраста все Монтессори-дети способны написать письмо, небольшое сообщение на заинтересовавшую их тему, и уверенно, а главное, - с пониманием читать тексты, а не просто соединять вместе буквы. И счет: не считалочка «один, два, три, четыре, пять…», а полноценное представление о количествах, цифрах, числах, в т.ч. многозначных, умение выполнять арифметические действия и решать задачи.

А кроме этого, он умеет выполнять правила – и быть свободным, уверенным в себе; выстраивать отношения с людьми – и прислушиваться к самому себе; сосредоточенно работать – и получать от этого удовольствие.

А самое главное – он умеет жить в этом мире.

Надежда Смирнова, 

председатель НП «Межрегиональная Монтессори-Ассоциация»

Записаться на экскурсию

Ошибка при заполнении поля
Ошибка при заполнении поля
Ошибка при заполнении поля
Нажимая «Отправить заявку» Вы даете согласие на обработку своих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях, определенных Политикой информационной безопасности

Отзывы о центре Читать все

Светлана

star icon
6 сентября 2018г.
Благодарю вас за вклад в наших детей. Благодарю вас за то, что вы раскрывайте каждого ребёнка. Вы не просто школа "Лесенка", вы феи и волшебницы. Вы- это Жанна, Галя, Наталья, Ситора. Для меня до сих пор остается загадкой, как вы запоминаете имена всех деток без бейджа. Как вы содержите в чистоте помещение и игрушки, что наши дети остаются здоровыми. А мы к вам отходили с октября по август. Спасибо Вам простые и при этом важные ритуалы:мытье рук, задувание свечи. С вами мой ребёнок научился считать и узнавать цифры, первые буквы выучил с вами, научился знакомиться, делиться, обращаться к любому человеку с просьбой. А какой замечательный был Новый год, родители обязательно купите видеосьемку, мы с мужем так хохотали когда когда наблюдали за проявлением своего сына на празднике. Спасибо Жанне за возможность отработать отгулы на выгодных условиях для родителей. Будьте здоровы и счастливы, процветания Вам. Дима пошел в садик и так сложилось, что в свои неполные четыре года он ходит в группу с детками от 6 до 7 лет (получается система Монтесори, в группе дети разного возраста). Воспитатели его отметил как коммуникабельного ребёнка, выделили его на музыкальном занятии, он отвечал на вопросы. Спасибо Вам за такой результат.