Позвоните в один из наших филиалов,
чтобы получить нужную Вам информацию:

Школа гармоничного развития

ул. Кирова, 27/3 8-913-455-12-07

Детский сад

ул.Чехова, 82 8-913-012-45-85

О свободе и дисциплине в Монтессори классах.

Довольно часто мы слышим: «Монтессори? О, нет! Это нам не подходит. Там ребенку дают полную свободу».

Как может ребенок сам выбирать себе поле деятельности? А как же контроль, жесткая организованность, детальная спланированность урока? Не приводит ли эта пресловутая свобода к хаосу, вседозволенности, отсутствию результата?

Наверное, подобные мысли приходят в голову многим людям, которые впервые слышат о педагогике Марии Монтессори. Будь это так, ее система не приносила бы тех феноменальных результатов, о которых ходят легенды. Дети, занимающиеся в Монтессори классах, еще до наступления школьного периода демонстрируют хорошие навыки чтения, письма, они организованны, аккуратны, уважают труд других детей, и, что самое главное, сохраняют в процессе занятий любовь к учебе. Каким же образом это возможно при свободном воспитании?

В последние годы у нас в России происходит стремительное развитие Монтессори центров. Все больше и больше родителей знакомятся с уникальной методикой итальянского педагога и ученого Марии Монтессори, предложившей новый взгляд на воспитание ребенка. Уникальность ее системы, в первую очередь, заключается в том, что малыш сам выбирает себе путь развития, и педагог является для него не диктатором, а помощником и советчиком.

Подобный взгляд, представляющий новую систему открытого образования, существенно отличается от традиционных методик, к которым мы привыкли в российских детских садах и школах советского и постсоветского периодов.

Каждый родитель согласится с тем, что его ребенок уникален. Как же ему выразить свою уникальность, какой должна быть среда воспитания, в которой учитывались бы особенности развития личности каждого ребенка? Система Монтессори формирует специальную подготовленную среду, которая стоит на трех столпах:

 star_yellow.png   
 отношение к ребенку как к саморазвивающейся уникальной личности;  
 star_yellow.png   
 специальные дидактические материалы, обладающие возможностью самоконтроля, когда ребенок сам видит свои ошибки;
 star_yellow.png   
  педагог-помощник, наставник, наблюдатель.

Приходя в класс, ребенок сам выбирает себе материал для работы. Что это дает? Свобода выбора, личностная мотивация приводит к заинтересованности, увлеченности, погруженности в процесс освоения материала. В самостоятельном выборе деятельности ребенок проявляет свою волю, а не подавляет ее, подчиняясь требованиям авторитарного педагога, как это бывает в системе классического образования. Ребенка не нужно заставлять, он сам решил, он сам заинтересовался. В результате процесс освоения материала происходит естественным путем. Таким образом, свобода понимается здесь не как хаос, а как путь для творческого саморазвития.

Э.Фромм разделил понятие «свобода» на “свободу от” и “свободу для”. Первая ведет к разрушению и анархии, вторая предполагает созидательную творческую деятельность. В конечном счете у Монтессори речь идет скорее о свободе для - для выбора собственного уникального пути развития и самосовершенствования личности.

Какие еще свободы предоставляет система Монтессори, помимо свободы выбора деятельности?

 star_yellow.png   
свобода движений. Это открытое пространство, как в доме, так и на улице, в котором можно передвигаться совершенно свободно;  
 star_yellow.png  
 свобода для познавательной деятельности. В окружающей среде должны быть такие предметы, которые ребенок мог бы свободно брать руками и манипулировать ими без помощи взрослых;
 star_yellow.png   
 свобода повторений. Их количество зависит от потребностей ребенка. Повторяя столь часто, сколько это ему нужно, ребенок знакомится с предметом, изучает, осваивает его, развивая сосредоточенность, концентрацию внимания;
 star_yellow.png   
 свобода проявления чувств и построения социальных контактов. Ребенок волен сам решать, с кем и в какой момент ему строить общение, будь то педагог или другой ребенок (дети) в группе. Ему предоставляется возможность самому решать возникающие у него проблемы, что приводит к самостоятельности, независимости мышления.

Каким же образом свобода сочетается с дисциплиной? Какие рамки необходимы для организации труда в детской группе и какими эти рамки должны быть, чтобы не ограничить свободу ребенка, а наоборот, создать благоприятную среду для ее реализации?

Однажды известный русский историк В. Н. Татищев сказал: «Моя свобода махать руками кончается там, где начинается нос другого человека». В этом, пожалуй, состоит главная дисциплинарная задача педагогики Монтессори – научить ребенка относиться с уважением к другому человеку, к его труду, не теряя при этом собственных свобод. Следовательно, можно все, что не мешает другим и не вредит собственной безопасности. Дисциплина же понимается здесь не как давление, принуждение со стороны взрослого, а как некая внутренняя способность, умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и тем, что хорошо для других. «Дисциплина и свобода – две стороны одной медали и этому надо учиться», - писала М.Монтессори. Разумные правила и ограничения нужно вводить в жизнь ребенка четко и последовательно. Они должны быть целесообразными и гибкими, чтобы ребенок мог принять их и следовать им с легкостью, обоим родителям необходимо согласовать эти правила и предложить ребенку для четкого соблюдения. Такие правила помогают ребенку чувствовать себя уверенно в отношениях с другими и в окружающей среде.

Маленькие дети растут и развиваются очень быстро, поэтому родители должны соотносить свои правила и требования с меняющимися потребностями ребенка. Вводя определенные правила, оставляйте место для свободы действий. Монтессори-метод позволяет разумно соотносить понятие свободы и дисциплины, которая формирует четкую структуру, специально предназначенную для ребенка.

Обобщая вышесказанное, стоит еще раз отметить, что свобода, которая многими понимается как хаос и вседозволенность, в педагогике Монтессори понимается как естественным образом развитая внутренняя способность выбирать лучшее для себя и для других. Это независимость от поддержки и помощи извне. По мнению Марии Монтессори, «только свобода и собственный опыт освоения окружающего мира позволяют человеку развиваться». Наша с вами задача состоит в том, чтобы дать ребенку умственные и чувственные инструменты для самостоятельного познания мира. Тогда в большинстве случаев малыш может обходиться без взрослой опеки и контроля.

Руководитель и педагог Монтессори-школы гармоничного развития «Лесенка» Олеся Перминова ,
педагог Яна Чакенова

Назад к списку