О свободе и дисциплине в Монтессори классах.

Довольно часто мы слышим: «Монтессори? О, нет! Это нам не подходит. Там ребенку дают полную свободу».

Как может ребенок сам выбирать себе поле деятельности? А как же контроль, жесткая организованность, детальная спланированность урока? Не приводит ли эта пресловутая свобода к хаосу, вседозволенности, отсутствию результата?

Наверное, подобные мысли приходят в голову многим людям, которые впервые слышат о педагогике Марии Монтессори. Будь это так, ее система не приносила бы тех феноменальных результатов, о которых ходят легенды. Дети, занимающиеся в Монтессори классах, еще до наступления школьного периода демонстрируют хорошие навыки чтения, письма, они организованны, аккуратны, уважают труд других детей, и, что самое главное, сохраняют в процессе занятий любовь к учебе. Каким же образом это возможно при свободном воспитании?

В последние годы у нас в России происходит стремительное развитие Монтессори центров. Все больше и больше родителей знакомятся с уникальной методикой итальянского педагога и ученого Марии Монтессори, предложившей новый взгляд на воспитание ребенка. Уникальность ее системы, в первую очередь, заключается в том, что малыш сам выбирает себе путь развития, и педагог является для него не диктатором, а помощником и советчиком.

Подобный взгляд, представляющий новую систему открытого образования, существенно отличается от традиционных методик, к которым мы привыкли в российских детских садах и школах советского и постсоветского периодов.

Каждый родитель согласится с тем, что его ребенок уникален. Как же ему выразить свою уникальность, какой должна быть среда воспитания, в которой учитывались бы особенности развития личности каждого ребенка? Система Монтессори формирует специальную подготовленную среду, которая стоит на трех столпах:

Приходя в класс, ребенок сам выбирает себе материал для работы. Что это дает? Свобода выбора, личностная мотивация приводит к заинтересованности, увлеченности, погруженности в процесс освоения материала. В самостоятельном выборе деятельности ребенок проявляет свою волю, а не подавляет ее, подчиняясь требованиям авторитарного педагога, как это бывает в системе классического образования. Ребенка не нужно заставлять, он сам решил, он сам заинтересовался. В результате процесс освоения материала происходит естественным путем. Таким образом, свобода понимается здесь не как хаос, а как путь для творческого саморазвития.

Э.Фромм разделил понятие «свобода» на “свободу от” и “свободу для”. Первая ведет к разрушению и анархии, вторая предполагает созидательную творческую деятельность. В конечном счете у Монтессори речь идет скорее о свободе для - для выбора собственного уникального пути развития и самосовершенствования личности.

Какие еще свободы предоставляет система Монтессори, помимо свободы выбора деятельности?

Каким же образом свобода сочетается с дисциплиной? Какие рамки необходимы для организации труда в детской группе и какими эти рамки должны быть, чтобы не ограничить свободу ребенка, а наоборот, создать благоприятную среду для ее реализации?

Однажды известный русский историк В. Н. Татищев сказал: «Моя свобода махать руками кончается там, где начинается нос другого человека». В этом, пожалуй, состоит главная дисциплинарная задача педагогики Монтессори – научить ребенка относиться с уважением к другому человеку, к его труду, не теряя при этом собственных свобод. Следовательно, можно все, что не мешает другим и не вредит собственной безопасности. Дисциплина же понимается здесь не как давление, принуждение со стороны взрослого, а как некая внутренняя способность, умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и тем, что хорошо для других. «Дисциплина и свобода – две стороны одной медали и этому надо учиться», - писала М.Монтессори. Разумные правила и ограничения нужно вводить в жизнь ребенка четко и последовательно. Они должны быть целесообразными и гибкими, чтобы ребенок мог принять их и следовать им с легкостью, обоим родителям необходимо согласовать эти правила и предложить ребенку для четкого соблюдения. Такие правила помогают ребенку чувствовать себя уверенно в отношениях с другими и в окружающей среде.

Маленькие дети растут и развиваются очень быстро, поэтому родители должны соотносить свои правила и требования с меняющимися потребностями ребенка. Вводя определенные правила, оставляйте место для свободы действий. Монтессори-метод позволяет разумно соотносить понятие свободы и дисциплины, которая формирует четкую структуру, специально предназначенную для ребенка.

Обобщая вышесказанное, стоит еще раз отметить, что свобода, которая многими понимается как хаос и вседозволенность, в педагогике Монтессори понимается как естественным образом развитая внутренняя способность выбирать лучшее для себя и для других. Это независимость от поддержки и помощи извне. По мнению Марии Монтессори, «только свобода и собственный опыт освоения окружающего мира позволяют человеку развиваться». Наша с вами задача состоит в том, чтобы дать ребенку умственные и чувственные инструменты для самостоятельного познания мира. Тогда в большинстве случаев малыш может обходиться без взрослой опеки и контроля.

Руководитель и педагог Монтессори-школы гармоничного развития «Лесенка» Олеся Перминова ,
педагог Яна Чакенова

Записаться на экскурсию

Ошибка при заполнении поля
Ошибка при заполнении поля
Ошибка при заполнении поля
Нажимая «Отправить заявку» Вы даете согласие на обработку своих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях, определенных Политикой информационной безопасности

Отзывы о центре Читать все

Светлана

star icon
6 сентября 2018г.
Благодарю вас за вклад в наших детей. Благодарю вас за то, что вы раскрывайте каждого ребёнка. Вы не просто школа "Лесенка", вы феи и волшебницы. Вы- это Жанна, Галя, Наталья, Ситора. Для меня до сих пор остается загадкой, как вы запоминаете имена всех деток без бейджа. Как вы содержите в чистоте помещение и игрушки, что наши дети остаются здоровыми. А мы к вам отходили с октября по август. Спасибо Вам простые и при этом важные ритуалы:мытье рук, задувание свечи. С вами мой ребёнок научился считать и узнавать цифры, первые буквы выучил с вами, научился знакомиться, делиться, обращаться к любому человеку с просьбой. А какой замечательный был Новый год, родители обязательно купите видеосьемку, мы с мужем так хохотали когда когда наблюдали за проявлением своего сына на празднике. Спасибо Жанне за возможность отработать отгулы на выгодных условиях для родителей. Будьте здоровы и счастливы, процветания Вам. Дима пошел в садик и так сложилось, что в свои неполные четыре года он ходит в группу с детками от 6 до 7 лет (получается система Монтесори, в группе дети разного возраста). Воспитатели его отметил как коммуникабельного ребёнка, выделили его на музыкальном занятии, он отвечал на вопросы. Спасибо Вам за такой результат.