Первое завоевание независимости!

Ребенок начинает уверенно и устойчиво ходить примерно в 1 год 3 месяца. Для его матери это тоже знаменательный момент. Жизнь для нее становится более трудной. Она сталкивается с настоящей проблемой, поскольку теперь ребенок может передвигаться по дому, тогда как раньше он находился там, где его оставляли. В этом возрасте ребенок может работать руками, он может брать и передвигать предметы. Я видела ребенка, которому было меньше года. Ему очень нравилось вытирать что-нибудь тряпкой и вынимать пробки из бутылок. Его матери это ужасно не нравилось, она всячески препятствовала ему в этом, потому что среди бутылочек у нее была емкость с замечательными духами. А вынимая и вставляя обратно пробку, ребенок мог пролить духи. Я видела годовалых детей, убирающих вещи, которые им стали не нужны. Это тот вид деятельности, который чаще всего остается незамеченным, но это работа, которую очень маленький ребенок может выполнять, и выполнять с удовольствием. Обычно этого не замечают, потому что единственные доступные детям вещи – игрушки. Мы должны помнить, что ребенок начинает пользоваться руками и упражнять их еще до того, как начинает пользоваться ногами. Он действует руками задолго до того, как начинает ходить. Значит, к тому моменту, когда он научится ходить, руки будут умелыми только в том случае, если им были предоставлены возможности для развития. Даже 4-5-месячный ребенок уже может действовать руками. С тех пор, как я стала интересоваться этим вопросом, я не перестаю изумляться. Мой опыт не обескураживает меня, напротив, каждый день дает мне все большую веру в возможности ребенка. С тех пор, как он научится ходить, он делает огромный шаг вперед в завоевании физической независимости в передвижении. Он может есть и идти, он может идти быстро и уверенно. Он очень отличается от ребенка, который совсем недавно нуждался в помощи, для того, чтобы сделать первые неустойчивые шаги. Тот не был независимым, поскольку нуждался в помощи окружающих. Тогда он был борцом, но зато сейчас он победитель, теперь он действительно независим.

Что же мы делаем для этих детей, которые одержали такую великую победу? Сегодня мы делает квадратный ящик, детский игровой манеж, и сажаем их туда. Обычно мы сажаем туда одного ребенка; если даже в семье есть еще дети, то они старше, и их в манеж уже не сажают. Это и есть награда за завоевание независимости, это та степень свободы, которую мы можем ему позволить. Мы не можем сказать, чего хочет ребенок. Мы не можем изучать его психологию в таких условиях. Манеж помогает матери или няньке, он освобождает их от необходимости постоянно приглядывать за ребенком. Когда ему нужен свежий воздух, его везут на прогулку в коляске; и опять мы не можем увидеть, что же происходило бы в естественных условиях с этим ребенком, завоевавшим независимость.

У моей подруги была маленькая дочь, которую она хотела воспитывать свободно. Однажды девочка вышла из своей комнаты, и подруга пришла ко мне в большой тревоге, чтобы узнать, что же ей делать в дальнейшем. Я сказала: «Оставь девочку одну и посмотри, что она будет делать. Не бросай ее совсем, но наблюдай с некоторого расстояния; ты всегда сможешь быстро подойти, если ей понадобится твоя помощь». Позже подруга рассказала мне, что девочке очень нравилось брать скамеечку для ног и переносить ее с места на место. И хотя у девочки было много игрушек, настоящее удовольствие ей доставляло ношение взад и вперед тяжелой скамейки. Этот вид деятельности кажется общим для всех детей этого возраста, поскольку этот феномен наблюдался и описывался повсеместно. Так в американских книгах по психологии он даже выделяется в отдельную «фазу». Эта фаза продолжается чуть больше или чуть меньше полутора лет. В этом возрасте детям необходимо носить тяжелые вещи. Это так необходимо для их развития, как если бы им было суждено стать носильщиками. Возможно, первой работой, которую человек совершил на этой земле, была переноска вещей с одного места на другое.

Мария Монтессори,
 Отрывок из лекции, прочитанной в Лондоне в 1946г.

Записаться на экскурсию

Ошибка при заполнении поля
Ошибка при заполнении поля
Ошибка при заполнении поля
Нажимая «Отправить заявку» Вы даете согласие на обработку своих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях, определенных Политикой информационной безопасности

Отзывы о центре Читать все

Светлана

star icon
6 сентября 2018г.
Благодарю вас за вклад в наших детей. Благодарю вас за то, что вы раскрывайте каждого ребёнка. Вы не просто школа "Лесенка", вы феи и волшебницы. Вы- это Жанна, Галя, Наталья, Ситора. Для меня до сих пор остается загадкой, как вы запоминаете имена всех деток без бейджа. Как вы содержите в чистоте помещение и игрушки, что наши дети остаются здоровыми. А мы к вам отходили с октября по август. Спасибо Вам простые и при этом важные ритуалы:мытье рук, задувание свечи. С вами мой ребёнок научился считать и узнавать цифры, первые буквы выучил с вами, научился знакомиться, делиться, обращаться к любому человеку с просьбой. А какой замечательный был Новый год, родители обязательно купите видеосьемку, мы с мужем так хохотали когда когда наблюдали за проявлением своего сына на празднике. Спасибо Жанне за возможность отработать отгулы на выгодных условиях для родителей. Будьте здоровы и счастливы, процветания Вам. Дима пошел в садик и так сложилось, что в свои неполные четыре года он ходит в группу с детками от 6 до 7 лет (получается система Монтесори, в группе дети разного возраста). Воспитатели его отметил как коммуникабельного ребёнка, выделили его на музыкальном занятии, он отвечал на вопросы. Спасибо Вам за такой результат.