Развивающие кубики от Олеси Перминовой

Развивающие кубики от Олеси Перминовой 02.02.2015

Развивающие кубики от Олеси Перминовой

Активное распространение Монтессори-педагогики в нашей стране в последние годы ставит перед мамами ряд вопросов: стоит ли в столь юном возрасте начинать посещение развивающих центров, не лучше ли посидеть дома и подождать, когда малыш окрепнет? Чего можно добиться в этом возрастном периоде? Какая нагрузка ложится на маму, приводящую своего ребенка в группу «Вместе с мамой»?

Еще в начале XX столетия целая плеяда ученых, занимающихся вопросами детского развития и образования, ратовала за то, что чем раньше начнется процесс обучения, тем лучший фундамент будет заложен в основу формирования личности человека. Мария Монтессори, глубоко изучая педагогику, антропологию, труды французских психиатров Э. Сегена, Г. Итара, в опоре на гуманистические педагогические идеи Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, создала авторскую педагогическую систему, занимающую на сегодняшний день одно из лидирующих положений в современной мировой педагогике. Она утверждала, что первые три года жизни ребенка являются наиболее важным временем, когда складываются все задатки его развития, происходит формирование характера, интересов, способов построения социальных контактов и так далее.

Одним из основополагающих понятий системы Марии Монтессори является «впитывающий» или «абсорбирующий» разум, свойственный всем детям первых лет жизни, когда они вбирают в себя всю окружающую их среду, составляющую основу развития в этом возрасте. Поэтому крайне важно организовать эту среду таким образом, чтобы она стала действительно развивающей.

Возможно ли в домашних условиях организовать такую среду? Безусловно, до определенной степени можно. В настоящее время индустрия детских товаров предлагает массу развивающих игр, книг, пазлов, наборов картинок, кубиков, список можно продолжить. Однако создать грамотный, продуманный, наиболее полный набор развивающих материалов, способствующих корректному обучению детей, согласитесь, в домашних условиях практически невозможно, в силу финансовых причин, отсутствия необходимого помещения, нехватки времени.

Монтессори-педагогика предоставляет профессионально созданную развивающую среду, в которой ребенок получит возможность развивать и совершенствовать следующие навыки:

start icon

Крупная моторика, развивающая навык активных движений и действий.

start icon

Мелкая моторика, включающая в себя развитие различных видов захватов (захват рукой, щипковый, пинцетный), разработку кисти, подготовку руки к письму и т. д.

start icon

Подготовка к практической жизни, в которую входят материалы, подготавливающие ребенка к самообслуживанию в быту.

start icon

Зона развития речи, где происходит активное формирование и расширение словарного запаса, введение пространственных предлогов, обобщающих понятий и так далее.

start icon

Зона сенсорного развития, в которую входит развитие зрительного восприятия цвета, формы, размера, слуха, тактильного чувства, обоняния, чувства тяжести.

start icon

Зона изобразительной и продуктивной деятельности, где ребенку предоставляется возможность освоить различные техники рисования, аппликации, формы работы с пластилином, красками, бумагой.

start icon

Музыкальное коллективное занятие, развивающее слух ребенка, его эмоциональный мир, воображение, творческую фантазию, позволяющее получить удовольствие от общения с мамой в мире музыки.

start icon

Зарождение умения выстраивать первые социальные контакты, работать в группе, уважать труд другого ребенка, его пространство, формирование социальных границ.

Каким же образом строится рабочий процесс в группе «Вместе с мамой»? Какие задачи ложатся на плечи мам, решивших обучать своих детей по методу Марии Монтессори? Так ли необходима мама, нужна ли она постоянно в ходе занятий или большую часть с малышом занимается Монтессори-педагог – обученный специалист в этой области?

Мария Монтессори утверждала, что до трех лет связь ребенка с мамой должна быть неразрывна. При этом необходимо помнить, по ее мнению, что «умственное развитие начинается не в стенах университета, а в первые три года жизни. Именно в этот период, более чем в какой-либо другой, детей необходимо окружить неусыпной заботой». Мария Монтессори писала о том, что каждый человек переживает двойную фазу эмбрионального развития: первый раз – фазу физического телесного формирования в утробе матери, и во второй раз – фазу духовного эмбриона, а именно – психическую фазу развития ребенка, когда он впитывает. Ребенок обладает впитывающей восприимчивостью абсолютно ко всему, что находится вокруг него.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, насколько важно правильно организовать среду и какие сложные задачи ложатся на плечи мамы, ответственной за формирование интеллектуального и психологического развития ее малыша.

Занятия в группе «Вместе с мамой» помогают реализовать эти задачи. Мама здесь является главным помощником и наставником в процессе знакомства с увлекательным миром Монтессори-материалов, освоение каждого из которых ведет к формированию определенных умений и навыков. Ей предоставляется возможность в течение полутора часов сосредоточиться на процессе развития своего малыша, что далеко не всегда возможно дома. При этом закрепляются доверительные позитивные отношения между мамой и малышом.

Задачей педагогов является помощь маме и ребенку в освоении материалов, в развитии чувств. Педагог создает комфортную атмосферу, в которой малышу и маме было бы приятно работать. Он всегда рядом, и при необходимости подходит и проводит показ работы с материалом, отвечает на возникающие в процессе работы вопросы, подсказывает.

Также педагог ведет наблюдение за работой в группе, которое обобщается в дальнейшем и маме предлагается индивидуальная консультация, где ей будет представлен отчет о достижениях ее ребенка, а также будут сформулированы зоны ближайшего развития малыша.

Помимо этого, Монтессори-педагоги проводят обучающие семинары, на которых подробно раскрывается философия системы Монтессори, происходит показ презентаций материалов, подробный анализ целей и задач Монтессори-педагогики.

Чакенова Яна, монтессори-педагог