Детское рисование

Детское рисование 26.01.2015

Детское рисование

Детское рисование – хорошо знакомое всем явление, но именно оно вызывает массу вопросов у родителей и педагогов.

Ответы на эти вопросы для многих оказываются затруднительными. Не доверяя себе, иные родители, воспитатели, бабушки, дедушки собирают детские рисунки и обращаются к людям авторитетным, знающим и понимающим – психологам, художникам, педагогам… Однако часто бывают обескуражены их абсолютно противоречивыми оценками.

Описание Описание Описание

Чем же привлекательно для детей рисование? Что делает его столь желанным для ребенка? Другие виды деятельности для него пока менее доступны. Ребенок не умеет хорошо выражать свои чувства, строить отношения с другими людьми, петь, танцевать и т.д., а рисование

Во-первых, доступно: поводил палочкой по песку – уже рисунок, взял бумагу, карандаш или фломастер и рисуй где угодно – дома, в гостях, у мамы на работе, с бабушкой, например, в сберкассе…;

Во-вторых, оно чувственно: волнуют образы и сюжеты, волнуют движения линий и изменчивость цвета, волнует и переживается все происходящее в рисунке, волнуют сами рисунки;

В-третьих, оно Во-вторых, оно познавательно: помогает разглядеть, узнать, уточнить, освоить, понять многое, да и проверить и показать свои знания;

В-четвертых, оно выразительно: рисуя, можно многое выразить, порою больше и с меньшими трудностями, чем в словах, особенно маленьким детям. Можно изобразить и выразить свои восторги, желания, мечты, фантазии, предчувствия, страхи, знания, открытия и многое другое;

В-пятых, рисование продуктивно: рисуешь, и обязательно что-то получается. Рисунок – это сделанная вещь. Можно нарисовать много рисунков, можно их повесить на стену или подарить, или отложить, а потом вновь достать и рассматривать. Рисование увлекательно, приятно и интересно. Истинная же ценность детского рисования заключается не в том, какого качества рисунки (выставочные, конкурсные, на оценку) создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни.

Процесс (рисование как деятельная жизнь) не менее важен для ребенка, чем результат (рисунок). А рисунок, отделенный от автора, обретает новое значение – не только как продукт детского творчества, но и как объект иной, новой деятельности (объект показа, изучения, коллекционирования).

Когда же и как возникает у детей интерес к рисованию?

Ребенок, даже если с ним не заниматься ИЗО деятельностью, все равно начнет рисовать. Потому что маленькие дети испытывают огромную потребность в движении. Движения разные и следы этих движений разные. Постучал пальцем по песку – получились точки, провел в сторону – линия, пошлепал ладошкой – большой отпечаток, пятно и т.д. А когда в руки оказываются кусочки мела, угля, карандаши, авторучка, краски и т.п. – процесс становится еще более интересным. Но если не заниматься с ребенком правильно, целенаправленно ИЗО деятельностью, этот процесс и интерес к нему скоро пройдет. И ребенок начинает говорить: «Я не умею и не люблю рисовать!»

Когда ребенок говорит «Я не умею рисовать» - что стоит за этими словами? Страх, неуверенность, излишняя осторожность. Приобретая эти качества с детства, мы не так просто освобождаемся от них во взрослой жизни. Именно эта неуверенность в своих возможностях или способностях, страх перед оценками взрослых или посторонних людей мешают нам совершать свои важные шаги в жизни. Не любишь то, что не знаешь.

Рисование – один из главных видов деятельности в дошкольном воспитании и образовании. Рисование – это не подготовка к будущей школьной жизни, хотя оно играет тоже большую роль: развитие мелкой моторики (для успешного обучения письму), знание и умение изображать геометрические формы, знание цветов и изображение различных предметов, широкий кругозор и т.д. Рисование – сама жизнь. Так как ребенок познает мир через игру. Рисование – один из мощных способов познания и обыгрывания этого мира через себя.

Рисование – это язык внутреннего мира человека, особенно маленького ребенка, который еще не умеет хорошо говорить. Занятия ИЗО деятельностью требуют большой наблюдательности, а развитие наблюдательности поведет к бесстрашию «Нельзя бояться того, что нас окружает», - говорили в древности.

На занятиях художественно-практической деятельностью с детьми решаются не только частные задачи образования и воспитания, но и более глобальные – развитие интеллектуально- творческого потенциала ребенка.

Лушникова Наталья Николаевна,
ведущая кружка «Волшебная кисточка»