Раннее сенсорное воспитание

От автора: Здравствуйте! В свое время, посещая Монтессори-группу «Вместе с мамой» со своей младшей дочерью я, мечтая и дома всесторонне развивать своих детей, создала сенсорный коврик – сказочную мини-модель окружающего ребенка мира. С какой радостью был принят мой первый подарок! С этого и началось мое увлечение изобретением и изготовлением развивающих материалов и игр. Сенсорные книги, коврики и лото, развивающие кубики, дощечки для развития тактильной памяти, астрономическая лента, кукольный театр и многое другое… Всё, о чем далее я буду рассказывать, придумывалось и воплощалось для моих дочерей. Затем я стала Монтессори-педагогом, потом руководителем Монтессори-школы. Уже много лет, помимо других семинаров и практикумов, я провожу мастер-класс для родителей по изготовлению развивающих материалов в домашних условиях.



РАННЕЕ СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Не обязательно быть ученым специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка имеет с самого раннего возраста сенсорное воспитание. Чем скорее и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств, тем быстрее и полнее будет его умственное развитие. Насыщение детских представлений разными чувствами и ощущениями – задача вполне осуществимая, ведь у детей сенсорные зоны нервной системы высоко чувствительны (особенно в раннем возрасте: ведь левое полушарие, отвечающее за логическое, понятийное мышление, развивается лишь к семи годам).

Человек появляется на свет с уже вполне сформированными, но еще не способными к активному функционированию органами чувств. Ребенок может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и пр., но пользоваться своими ощущениями ему предстоит еще научиться.

Мария Монтессори, замечательный итальянский педагог и психолог, основоположник сенсорного воспитания детей, считала, что воспитание чувств состоит не в том, чтобы ребенок ЗНАЛ цвет, форму и различные качества предметов, а в том, чтобы он «УТОНЧАЛ свои чувства, упражняя ими внимание, сравнения и высказывая суждения о предметах». «Конечной целью таких упражнений являются не знания, а верные и тонкие пути к нему – навыки распознавания».

Так давайте поможем малышу совершить эту сложную и удивительную работу по «утончению» собственных чувств! Немного времени и фантазии любящей мамы – и в вашем распоряжении уникальный сенсорный материал для занятий с ребенком.

Предлагаю вашему вниманию те материалы и игры, которые я изготавливала для своих детей еще до того как стала Монтессори-педагогом, но уже «заболела» идеями Монтессори. Ориентировочный возраст для начала занятий – полтора года.

Материалы для развития (утончения) тактильного чувства


Чем более чуткими оказываются тактильные ощущения ребенка, тем точнее он будет сравнивать, объединять или различать окружающие его предметы и явления, таким образом упорядочивая мышление.

СЕНСОРНАЯ ПЕРЧАТКА

Для ее изготовления вам понадобятся шерстяная перчатка и 5 лоскутков тканей (3х2 см), различающихся на ощупь.(В моем случае это – бархат, искусственный мех, шелк, а также кусочек шершавой губки для мытья посуды и кусочек лопнувшего мячика с «пупырышками»). Эти лоскутки пришиваются на кончики пальцев перчатки. А на ладонь я пришила лоскут (6х6 см) из махрового полотенца.


Мама надевает перчатку на руку. Малыш «знакомится» со всеми пальчиками – ощупывает каждый. Мама комментирует: гладкий, пушистый, мягкий, колючий, шершавый и т.д. После этого ребенок закрывает глазки, а мама гладит его по животику или по ножке разными пальчиками. Малыш пытается угадать – какой пальчик его коснулся. Напоследок можно сделать массаж жесткой махровой ладошкой.

СЕНСОРНАЯ ДОРОЖКА

На лоскут плотной ткани (150х30см) пришиваются пуговицы различного размера и цвета. Ребенок ходит по пуговичной дорожке, тем самым активизируя рецепторы, расположенные на ступнях ног. Кроме того, можно заняться поиском парных пуговиц или покатать машинку между ними.

Когда ребенок подрастет, усложните упражнения для ног. Возьмите несколько подносов. В один из них налейте немного воды, в другой насыпьте крахмал или соду, в третий положите ватные шарики, в четвертый – мех, в пятый – бархатную или наждачную бумагу, в шестой – фасоль. Предложите ребенку, потоптавшись в одном подносе, перейти в другой и спросите, что он при этом чувствует. Повторите хождение, но теперь с завязанными глазами. При этом вместе с малышом сочиняйте историю о том, какие препятствия и неожиданности встретились на пути у маленького путешественника.

ДОМАШНЯЯ ПЕСОЧНИЦА

Кроме развития тактильной чувствительности, игры с песком способствуют стабилизации эмоционального состояния ребенка.

Вам понадобятся деревянный или пластиковый ящик (я использовала глубокий поддон от холодильника), чистый просеянный песок (можно купить в магазине стройматериалов пятикилограммовый мешок). Песок должен заполнять ящик на треть. На смоченной водой поверхности песка можно оставлять отпечатки кистей рук (внутренней и внешней стороны), выполнять зигзагообразные и круговые движения пальчиками. При этом нужно прислушиваться к ощущениям, а потом поговорить о них.

Поиграйте с малышом в «кладоискателей». Для этого закопайте в сухой песок различные небольшие металлические предметы (скрепки, пуговицы, обрывки цепочек, шурупы, ключи, крышки от бутылок) и дайте ребенку магнит. Держа магнит, малыш ручкой ныряет в песок и выуживает очередное, прилипшее к магниту, сокровище. Старшим детишкам можно назвать точное количество добываемых сокровищ – заодно тренировка счета.

Материалы для развития и утончения термического чувства, чувства вкуса и обоняния


Очень мало родители уделяют внимания развитию этих чувств в воспитании ребенка. Но тепловое восприятие, развитие и утончение вкуса, различение запахов тоже нуждаются в тренировке. Они готовят ребенка к практической жизни, к углубленному изучению природы.

БАНОЧКИ С ЗАПАХАМИ
Я взяла баночки от «киндер – сюрпризов» и вложила вовнутрь различные ароматные наполнители (корица, гвоздика, кофе, жасминовый чай, кусочек мыла, шалфей, ватку, пропитанную духами, пихтовым маслом, соевым соусом, апельсиновую кожуру и др.). Нюхаем баночки, акцентируем внимание на ощущениях (для начала – приятный или неприятный запах; затем расширяем словарный запас – ароматный, кислый, мятный, сладкий, тяжелый, резкий запах).

Когда ребенок запомнит, как называется источник аромата, - можно разложить перед ним карточки с изображениями этих предметов (апельсин, духи, мыло и т.д.). Малыш нюхает и ставит баночку возле соответствующей карточки.

На третьем этапе ребенок с закрытыми глазами нюхает поднесенную к нему баночку и называет источник.

ЧТО ТЫ СЪЕЛ?

На блюде, покрытом салфеткой, лежат кусочки яблока, груши, виноградина, долька мандарина, банана. Малыш закрывает глаза. Вы кладете ребенку в рот кусочек фрукта и спрашиваете – что он съел?

Можно налить в стаканы, например, соки апельсина, вишни, моркови и определять их на вкус. Старшие дети могут провести опыт - какой частью языка мы чувствуем горькое, соленое, кислое и сладкое.

ХОЛОДНО ИЛИ ГОРЯЧО?

Малышу, сидящему с закрытыми глазами, капните на ладошку холодной, теплой, горячей водой. Пусть попробует угадать.

Дотроньтесь до холодного оконного стекла и теплой печки локтем, тыльной стороной ладони, кончиком носа, щекой. Обратите внимание на различие ощущений.

Походите босиком по полу разного типа: ковру, кафелю, линолеуму, дереву. И после этого определите, какой пол самый холодный, а какой - самый теплый.

Подводя итог, вспомним утверждение М.Монтессори, что ничто не может быть создано интеллектом, чего не было бы раньше в чувстве. Таким образом, развивая сенсорику, мы обогащаем жизнь ребенка настолько, чтобы он смог стать обладателем знания, опыта, возможности наблюдать и тонко чувствовать реальную действительность и претворять ее в творчески–деятельностном самовыражении.

05/10/2010
Олеся Перминова, Монтессори-педагог,
руководитель Монтессори-школы гармоничного развития детей «Лесенка»,
мама Полины и Маргариты.



Записаться на экскурсию

Ошибка при заполнении поля
Ошибка при заполнении поля
Ошибка при заполнении поля
Нажимая «Отправить заявку» Вы даете согласие на обработку своих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях, определенных Политикой информационной безопасности

Отзывы о центре Читать все

Светлана

star icon
6 сентября 2018г.
Благодарю вас за вклад в наших детей. Благодарю вас за то, что вы раскрывайте каждого ребёнка. Вы не просто школа "Лесенка", вы феи и волшебницы. Вы- это Жанна, Галя, Наталья, Ситора. Для меня до сих пор остается загадкой, как вы запоминаете имена всех деток без бейджа. Как вы содержите в чистоте помещение и игрушки, что наши дети остаются здоровыми. А мы к вам отходили с октября по август. Спасибо Вам простые и при этом важные ритуалы:мытье рук, задувание свечи. С вами мой ребёнок научился считать и узнавать цифры, первые буквы выучил с вами, научился знакомиться, делиться, обращаться к любому человеку с просьбой. А какой замечательный был Новый год, родители обязательно купите видеосьемку, мы с мужем так хохотали когда когда наблюдали за проявлением своего сына на празднике. Спасибо Жанне за возможность отработать отгулы на выгодных условиях для родителей. Будьте здоровы и счастливы, процветания Вам. Дима пошел в садик и так сложилось, что в свои неполные четыре года он ходит в группу с детками от 6 до 7 лет (получается система Монтесори, в группе дети разного возраста). Воспитатели его отметил как коммуникабельного ребёнка, выделили его на музыкальном занятии, он отвечал на вопросы. Спасибо Вам за такой результат.