Детское рисование
Детское рисование – хорошо знакомое всем явление, но именно оно вызывает массу вопросов у родителей и педагогов.
Ответы на эти вопросы для многих оказываются затруднительными. Не доверяя себе, иные родители, воспитатели, бабушки, дедушки собирают детские рисунки и обращаются к людям авторитетным, знающим и понимающим – психологам, художникам, педагогам… Однако часто бывают обескуражены их абсолютно противоречивыми оценками.
![]() |
![]() |
![]() |
Чем же привлекательно для детей рисование? Что делает его столь желанным для ребенка? Другие виды деятельности для него пока менее доступны. Ребенок не умеет хорошо выражать свои чувства, строить отношения с другими людьми, петь, танцевать и т.д., а рисование
Во-первых, доступно: поводил палочкой по песку – уже рисунок, взял бумагу, карандаш или фломастер и рисуй где угодно – дома, в гостях, у мамы на работе, с бабушкой, например, в сберкассе…;
Во-вторых, оно чувственно: волнуют образы и сюжеты, волнуют движения линий и изменчивость цвета, волнует и переживается все происходящее в рисунке, волнуют сами рисунки;
В-третьих, оно Во-вторых, оно познавательно: помогает разглядеть, узнать, уточнить, освоить, понять многое, да и проверить и показать свои знания;
В-четвертых, оно выразительно: рисуя, можно многое выразить, порою больше и с меньшими трудностями, чем в словах, особенно маленьким детям. Можно изобразить и выразить свои восторги, желания, мечты, фантазии, предчувствия, страхи, знания, открытия и многое другое;
В-пятых, рисование продуктивно: рисуешь, и обязательно что-то получается. Рисунок – это сделанная вещь. Можно нарисовать много рисунков, можно их повесить на стену или подарить, или отложить, а потом вновь достать и рассматривать. Рисование увлекательно, приятно и интересно. Истинная же ценность детского рисования заключается не в том, какого качества рисунки (выставочные, конкурсные, на оценку) создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни.
Процесс (рисование как деятельная жизнь) не менее важен для ребенка, чем результат (рисунок). А рисунок, отделенный от автора, обретает новое значение – не только как продукт детского творчества, но и как объект иной, новой деятельности (объект показа, изучения, коллекционирования).
Когда же и как возникает у детей интерес к рисованию?
Ребенок, даже если с ним не заниматься ИЗО деятельностью, все равно начнет рисовать. Потому что маленькие дети испытывают огромную потребность в движении. Движения разные и следы этих движений разные. Постучал пальцем по песку – получились точки, провел в сторону – линия, пошлепал ладошкой – большой отпечаток, пятно и т.д. А когда в руки оказываются кусочки мела, угля, карандаши, авторучка, краски и т.п. – процесс становится еще более интересным. Но если не заниматься с ребенком правильно, целенаправленно ИЗО деятельностью, этот процесс и интерес к нему скоро пройдет. И ребенок начинает говорить: «Я не умею и не люблю рисовать!»
Когда ребенок говорит «Я не умею рисовать» - что стоит за этими словами? Страх, неуверенность, излишняя осторожность. Приобретая эти качества с детства, мы не так просто освобождаемся от них во взрослой жизни. Именно эта неуверенность в своих возможностях или способностях, страх перед оценками взрослых или посторонних людей мешают нам совершать свои важные шаги в жизни. Не любишь то, что не знаешь.
Рисование – один из главных видов деятельности в дошкольном воспитании и образовании. Рисование – это не подготовка к будущей школьной жизни, хотя оно играет тоже большую роль: развитие мелкой моторики (для успешного обучения письму), знание и умение изображать геометрические формы, знание цветов и изображение различных предметов, широкий кругозор и т.д. Рисование – сама жизнь. Так как ребенок познает мир через игру. Рисование – один из мощных способов познания и обыгрывания этого мира через себя.
Рисование – это язык внутреннего мира человека, особенно маленького ребенка, который еще не умеет хорошо говорить. Занятия ИЗО деятельностью требуют большой наблюдательности, а развитие наблюдательности поведет к бесстрашию «Нельзя бояться того, что нас окружает», - говорили в древности.
На занятиях художественно-практической деятельностью с детьми решаются не только частные задачи образования и воспитания, но и более глобальные – развитие интеллектуально- творческого потенциала ребенка.
Лушникова Наталья Николаевна,
ведущая кружка «Волшебная кисточка»