Позвоните в один из наших филиалов,
чтобы получить нужную Вам информацию:

Школа раннего развития

ул. Кирова, 27/3 8-913-455-12-07

Детский сад

ул.Чехова, 82 8-913-012-45-85

О методике Марии Монтессори.

  • Что такое "Монтессори"?

    Мария Монтессори - известный итальянский педагог-гуманист (1870-1952), посвятивший всю свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей. В настоящее время по системе Монтессори работают во всем мире. Основным отличием метода Монтессори от методик традиционных детских садов является отношение к ребёнку как к уникальной, свободной, неповторимой личности со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира.

    Монтессори-метод уникален. Он основывается на разумном соотношении между свободой и чёткой структурой, специально предназначенной для маленького ребёнка. Метод вовлекает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребёнка.

    Монтессори-система дает ребёнку основательную базу для формирования личности - личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.

    Дети, посещающие Монтессори-клубы, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность.

    Основной девиз метода звучит так: "Помоги мне сделать это самому!"
  • Почему мы выбираем Монтессори?

    Каждый человек приходит в этот мир, чтобы прожить свою жизнь, двух одинаковых жизней не бывает. Мария Монтессори считала главной задачей, целью души самореализацию. Человек может достичь своего максимума только через опыт, через проживание. Через опыт мысли, чувства, действия. Если человек лишён возможности действовать, он никогда не познает самого себя, свои возможности и способности, он никогда не станет тем, чем мог бы стать.

    Неотъемлемой и очень важной частью опыта является выбор. Так устроен мир, что человек каждую секунду своей жизни осуществляет выбор. И каждый выбор имеет свои последствия, это - неизбежно, это - закономерность. Жить, не проживая последствий своего выбора, - невозможно.

    Вопрос в том, как относиться к ним и что является мотивом для следующего выбора. Строго говоря, мотивов всего два - страх и любовь, всё остальное - между ними. Выбор, организуемый любовью, - продуктивен, именно он ведет к самореализации. Это может быть любовь к себе, к окружающим, к родителям, к процессу, к миру... Выбор, продиктованный страхом, - разрушителен, неэффективен по отношению к главной цели. Разрушает любой страх - страх оценки, ошибки, потери любви близких людей, страх боли, страх утраты каких-либо материальных благ…

    Умение делать выбор, продиктованный любовью, - прямой путь к свободе. К самой большой свободе - к свободе внутренней. Выбор без страха - всегда наилучший для себя и для окружающих. Имеется в виду осознанный выбор, последствия которого человек готов принять и прожить. Это и есть самодисциплина, естественное следствие готовности принять результат . Если результат не нравится, можно просто изменить выбор.

    Из всего этого следует понимание взрослыми своей роли и своих задач по отношению к детям. Чем мы занимаемся? Передаём им свой опыт или способствуем приобретению детьми собственного? И возможно ли первое вообще? На что мы "толкаем" своих детей, какой выбор для них мы обеспечиваем, какого выбора ожидаем? Может ли ребёнок рядом с нами почувствовать безусловную любовь и принятие, может ли он не руководствоваться страхом? Даём ли мы возможность ребёнку прожить последствия его осознанного выбора или пытаемся сделать это за него? Действительно ли мы верим в способности ребёнка к саморазвитию и самообучению - именно как результату опыта? Готовы ли мы общаться со свободными, умеющими делать самостоятельный выбор детьми?

    Хорошо бы определиться в главном: что мы видим в ребёнке - маленькое слабое тело или те огромные внутренние силы, руководящие развитием человека, то, что ещё называют душой?

    Каждый непрерывно творит свою реальность и не может не творить. Просто не всякий об этом задумывается, помнит это.

    Проявление стремления к развитию, к получению опыта, к осознанию себя в маленьких детях очевидно. Может нам, взрослым, лучше не идти против природы человека, а наоборот - следовать ей, помогая ребёнку стать самим собой? Мария Монтессори нашла способ, как это сделать, и оставила его нам в наследство...

  • Биография Марии Монтессори

    МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952)

    Мария была единственным pебенком Алессандpо и Рейнильде Монтессоpи, она pодилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком пpовинциальном гоpоде Кьяpавалле. Её отец был высокопоставленным госудаpственным чиновником, а мать пpоисходила из стаpейшего итальянского pода Стопани, в котоpом пpеобладали учёные. О детстве Маpии известно немногое, лишь только то, что её pодители делали для своего pебёнка всё, чтобы она в будущем могла pеализовать высокое человеческое пpедназначение, а в стpогой католической Италии это не соответствовало пpивычному положению женщины. Будучи еще в начальной школе, Мария заметила, что обучение и экзамены даются ей легко, поэтому она начала заниматься с пpисущей ей дисциплиниpованностью. Особую стаpательность она пpоявила в математике. Из воспоминаний её одноклассниц мы узнаём, что даже в театp Маpия бpала с собой учебник и pешала в полутемноте задачки, радуясь найденному неоpдинаpному pешению. В 12 лет она мечтает об учёбе в гимназии, котоpую посещать лицам женского пола запpещалось, но её настойчивость победила все преграды, и она была пpинята в техническую школу для юношей. Здесь Маpия pешила, что сделает всё от неё зависящее, чтобы воспpепятствовать подавлению личности учащегося.

    Она все больше увлекалась естествознанием и сделала, наконец, свой пpофессиональный выбоp - детский вpач. Но в тогдашней Италии это было невозможно. Медицина была пpивилегией мужской половины. Но упоpство Маpии Монтессоpи опять дало плоды - она стала пеpвой женщиной-вpачом Италии. Шёл 1896 год. Работая в унивеpситетской клинике, она получила частную пpактику. Здесь состоялась её пеpвая встpеча с детьми с огpаниченными возможностями. Никто не способствовал пpодвижению этих детей впеpёд, они были пpедоставлены себе - после пpиема пищи больные дети ползали по полу и, собиpая хлебные кpошки, вылепливали шаpики. Ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Окpужающая обстановка не способствовала этому. Наблюдая за этими несчастными, Монтессоpи укpепилась в мысли, котоpая стала отпpавным пунктом её педагогической системы, что для детей, как больных, так и здоpовых, необходима специальная pазвивающая сpеда, в котоpой будут сконцентpиpованы все знания о миpе, пpедставленные чеpез эталоны основных достижений человеческой мысли, а pебёнок должен пpойти путь человека в цивилизацию в дошкольном возpасте.

    Погpузившись в пpоблемы лечения и обучения детей с огpаничениями в pазвитии, Монтессоpи изучала тpуды фpанцузских психиатоpв - Эдуаpда Сегена и Гаспаpа Итаpа. Монтессоpи приходит к выводу, что слабоумие- это больше пpоблема педагогическая, нежели медицинская. Её следует pешать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.

    Монтессоpи начинает изучать педагогику и психологию. Но еще больше её пpивлекала антpопология, а именно вопpосы эволюционного pазвития человека, пpиpодные фактоpы, влияющие на умственное pазвитие pебёнка. В 1904 году она получает кафедpу антpопологии в Римском унивеpситете и пpоводит pазличные антpопологичекие исследования в педагогической области. Паpаллельно изучает педагогику для умственно отсталых детей в медико-педагогическом институте. На это вpемя пpиходится фоpмулиpовка основ её собственной педагогики. Она много pаботает с дидактическими матеpиалами Сегена, совеpшенствует и дополняет их, пpобует pазвивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению. Её заявление о пеpвичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей революцией. Монтессоpи живо начинает интеpесовать методика pаботы со здоpовыми детьми, и она pешает пpодолжить учиться дальше. Тепеpь она изучает педагогику pазвития здоpового pебёнка.

    В 1898 году у Монтессоpи pодился сын. Её отношения с возлюбленным не пpивели к замужеству, и она временно отдала своего сына на воспитание в деревню, чувствуя, что её пpедназначение на этой земле - посвятить себя чужим детям.

    6 янваpя 1907 года откpылся пеpвый "Дом pебёнка", pабота в котоpом была постpоена по пpинципам Монтессоpи. Она стала pуководительницей детского сада, обоpудовав его таким обpазом, чтобы в нём было уютно и удобно детям pазных возpастов. Она заказывает сенсомотоpный матеpиал и наблюдает, как её дети с удовольствием и большой концентpацией занимаются. Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пpебывая в дpужественной атмосфеpе, pазвивают позитивное социальное поведение, демонстpиpуя живой интетpес к вещам вокpуг. С 1909 года метод Монтессоpи активно внедpяется в жизнь. Откpываются куpсы по Монтессоpи-педагогике. К Маpии пpиезжают педагоги из Лондона, Баpселоны, Паpижа. В те годы встpетилась с Маpией Монтессоpи и наша соотечественница Юлия Фаусек, котоpая пеpвая в России откpыла монтессоpианский детский сад.

    В 1929 году вместе со своим сыном Монтессоpи оpганизует Международную Монтессори Ассоциацию (АМI), котоpая действует и поныне. Монтессоpи-движение возникает и разворачивается во многих стpанах миpа.

    Когда pазpазилась втоpая миpовая война, Монтессоpи с сыном находились в Индии. Семь долгих лет пpожила она в этой стpане. За это вpемя она обучила своей методике более тысячи учителей.

    Она умеpла 6 мая 1952 года за несколько месяцев до своего 82-летия. Маpия Монтессоpи похоpонена в маленьком гоpодке Ноpдвиг на католическом кладбище...

    В 2007 году мир отметил столетие открытия первого "Дома ребёнка" Марии Монтессори.

    Вряд ли случайно: приверженцы идей Марии Монтессори отмечают её день рождения накануне начала нового учебного года - 31 августа.

  • Выбирая Монтессори-группу - что именно мы выбираем?

    Знание должно предшествовать выбору.
    М. Монтессори


    В настоящей Монтессори-группе всегда присутствуют дети, педагог и специально подготовленная окружающая среда.

    Эта статья посвящена обзору самого очевидного - среды. Среда имеет точную логику построения и до мелочей продуманное содержание, она рассчитана на разновозрастную группу детей от 3 до 6 лет. Первое, на что Вы, конечно же, обратите внимание, это абсолютная доступность всех пособий для детей. Весь материал расположен на открытых полках на уровне не выше 1 метра от пола, что обеспечивает ребёнку свободу выбора. Каждый материал представлен в одном экземпляре. Самим расположением полок среда разделена на несколько зон:

    Зона упражнений в практической жизни.
    Упражнения жизненной практики имеют особое значение для маленьких детей (2,5-3,5 года). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребёнок учится следить за собой и своими вещами.

    Материалы для общеподготовительных упражнений:
    Это всё, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизыванием бус, сортировкой мелких предметов.

    Материалы, которые помогут ребёнку заботиться о себе: 
    К ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой. К этой же группе относится материал для мытья рук и чистки ногтей, материалы, позволяющие освоить первые навыки в приготовлении пищи, - чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола.

    Материалы, которые позволят ребёнку научиться заботиться об окружающем: мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви...
    Все предметы, которыми пользуется ребёнок, должны быть не игрушечными, а настоящими. В Монтессори-группе дети живут не понарошку, а всерьёз. Реальная деятельность позволяет ребёнку сделать первые шаги на пути к настоящей свободе.

    Зона сенсорного воспитания.
    В области сенсорного развития малыш может использовать свои чувства при изучении окружающего мира. С помощью материалов, находящихся здесь, он развивает своё зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов и, конечно, развить мускульную память.
    Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим сенсорным Монтессори-материалом, который тоже разделён на несколько групп:

    Материалы для развития зрения: 
    Для различения форм и размеров, развития зрительной памяти - 4 блока с цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, геометрический комод с рамками - вкладышами и проекциями, объёмные геометрические тела с основаниями.

    Для развития цветового зрения - коробки с цветными табличками.

    Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия - комплект конструктивных треугольников, биноминальный и триноминальный кубы.

    Материалы для развития осязания: 
    Для различения на ощупь структуры поверхности - шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью.

    Материалы для различения температуры и теплопроводности: 
    Тепловые баллончики и тепловые таблички.

    Материал для развития барического чувства (различения веса): 
    Весовые таблички.

    Материал для развития вкуса: 
    Вкусовые баночки. 
  • Материал для развития обоняния: 
  • Коробочки с запахами.

    Материал для развития слуха: 
    Шумящие цилиндры.

    Материал для развития мускульной памяти: 
    Цилиндры с пружинками.

    Математическая зона.
    Поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребёнок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причём обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живёт в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребёнок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет - всё то, что считается важным критерием готовности ребёнка к поступлению в школу.

    Материал для знакомства с количествами и символами до 10, изучения состава и свойств чисел первого десятка: 
    Числовые штанги, шершавые цифры, "веретёна", цифры и чипсы.

    Материал для знакомства с десятичной системой; сложения, вычитания, умножения и деления четырехзначных чисел: 
    Банк золотого материала с набором карт-символов, игра с марками.

    Материал для освоения порядкового счета до ста: 
    Доски Сегена и коробочки с цветными и золотыми бусами.

    Материал для получения навыка табличного сложения, вычитания, умножения и деления: 
    Игры в змейки и с полосками, наборы рабочих и контрольных карт на все действия, доски для умножения и деления, короткие цепочки и набор стержней для умножения.

    Зона русского языка.
    Малышу, как носителю языка, необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост.
    Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

    Материал для расширения словарного запаса: 
    Классификационные карточки с обобщением.

    Материал для развития фонематического слуха: 
    Наборы мелких предметов, звуковые игры.

    Материалы для подготовки руки к письму: 
    Металлические рамки-вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги.

    Материал для знакомства с письменными буквами: 
    Шероховатые буквы, поднос с манкой для письма.

    Материал для написания слов: 
    Большой подвижный алфавит.

    Материал для чтения: 
    Серии из карточек, наименований предметов, списков слов, предложений, книжек.

    Зона "космоса".
    Ещё одна зона в среде посвящена "космическому" воспитанию. Она помогает ребёнку создать для себя целостную картину мира. Материалы этого раздела нужны для освоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.
    Зона двигательного развития.
    Двигательные упражнения развивают ребёнка физически и помогают ему почувствовать своё тело и осознать свои возможности.

    Весь этот материал обязательно должен быть в среде. 

    Одновременно  ребёнку предоставлена возможность выбора из почти четырехсот вариантов видов деятельности. Все материалы предполагают наличие контроля ошибки в самом материале и возможность самостоятельной работы ребенка.
  • Что же это такое - воспитание по Монтессори? Мифы и реальность.

    Уже давно Монтессори-педагогика стала частью российской педагогической жизни. За это время она успела обрасти многочисленными мифами, сквозь которые приходится продираться каждому, кто хочет разобраться, что же это на самом деле такое - воспитание по Монтессори. Какие заблуждения более всего распространены?
    Миф первый: Монтессори-педагогика предназначена для детей с отклонениями в умственном развитии.
    В реальности: Действительно, Мария Монтессори начинала работать с детьми-олигофренами. Они побудили её изобрести специальные дидактические материалы - очень красивые разнообразные предметы, манипулируя которыми дети в течение года достигли уровня нормально развивающихся ровесников. И тогда Монтессори задумалась: что же за этот год смогут сделать для своего развития обычные, здоровые дети, если им предоставить возможность выбора и самостоятельности?

    Миф второй: это иностранная методика, которая не может эффективно осуществляться в России.
    В реальности: Ценность Монтессори-метода как раз и состоит в том, что его легко транслировать из одной культуры в другую. Потому что он опирается на базовые потребности ребёнка, не зависящие от национальных различий. В какой бы стране мира мы ни оказались, Монтессори-класс всегда узнаваем. И в японской, и в русской Монтессори-школахобязательно есть материалы, обучающие детей пользоваться столовыми приборами. При этом русский ребёнок будет оперировать ложкой, а японский - палочками, действуя в рамках своей культуры. Но с одинаковым рвением они будут выстраивать друг за другом кубики розовой башни - одного из классических Монтессори-материалов.

    Миф третий: среда Монтессори-класса искусственная, не имеющая ничего общего с реальной жизнью, ожидающей ребёнка, дети растут в тепличных условиях помощи и поддержки.
    В реальности: Наоборот, в обычном детском саду и начальной школе ребеёок манипулирует с игрушечными моделями реальных предметов и учится через игровые ситуации. А в Монтессори-школе он чистит настоящие ботинки настоящим кремом, гладит настоящее бельё горячим утюгом, ставит опыты в настоящей лаборатории и печатает настоящие сборники собственных текстов.
    А что касается тепличных условий, в некотором роде это действительно так. Но разве это плохой опыт - опыт любви, принятия и понимания? Возможно, именно он спасёт человека во времена отчаяния и жизненных трудностей.

    Миф четвертый: с одной стороны, Монтессори-дети ведут себя слишком правильно, это похоже на специальное натаскивание. Но, с другой стороны, говорят, что в Монтессори-школах полная свобода, почти анархия.
    В реальности: Свобода и дисциплина были для Марии Монтессори взаимосвязанными понятиями. Она формулировала эту связку так: "свобода-в-дисциплине". Можно всё, что не вредит здоровью и независимости окружающих. В этих пределах ребёнок волен выбирать: что, как долго и с кем он будет делать.

    Миф пятый: В Монтессори-школе учитель ничего не делает, а ходит между работающими детьми и наблюдает.
    В реальности: Действительно, в Монтессори-школах нет уроков в общепринятом смысле, когда учитель объясняет изо дня в день что-то всему классу. Чаще это происходит наедине с конкретным ребёнком, осваивающим новую информацию через очень короткий индивидуальный урок. Педагогическое мастерство Монтессори-учителя определяется не его способностью давать уроки (хотя и это он, конечно, тоже может), а его умением наблюдать свободное развитие детей и создавать специальные материалы, помогающие этому развитию, организовывать школьное пространство и время так, чтобы дети учили себя сами.

    Миф шестой: У детей, занимавшихся в группе Монтессори, возникают трудности при поступлении в начальную школу.
    В реальности: Дети из групп Монтессори без особого труда поступают в самые престижные школы и учатся в них достаточно успешно. Это объясняется тем, что они обладают широким кругозором, имеют сформировавшуюся внутреннюю мотивацию к познанию нового, умеют концентрироваться на работе и аргументировано отстаивать своё мнение. Дети, обучавшиеся в среде Монтессори, внимательны, наблюдательны, самостоятельны и более дисциплинированы.
  • 20 заповедей Марии Монтессори

    1. Де­тей учит то, что их окру­жа­ет.
    2. Если ре­бен­ка час­то кри­ти­ку­ют — он учит­ся осуж­дать.
    3. Если ре­бен­ка час­то хва­лят — он учит­ся оце­ни­вать.
    4. Если ре­бен­ку де­мон­ст­ри­ру­ют враж­деб­ность — он учит­ся драть­ся.
    5. Если с ре­бен­ком чест­ны — он учит­ся спра­вед­ли­вос­ти.
    6. Если ре­бен­ка час­то вы­сме­и­ва­ют — он учит­ся быть роб­ким.
    7. Если ре­бе­нок жи­вет с чувст­вом без­опас­нос­ти — он учит­ся ве­рить.
    8. Если ре­бен­ка час­то по­зо­рят — он учит­ся чувст­во­вать се­бя ви­но­ва­тым.
    9. Если ре­бен­ка час­то одоб­ря­ют — он учит­ся хо­ро­шо к се­бе от­но­сить­ся.
    10. Если к ре­бен­ку час­то бы­ва­ют сни­схо­ди­тель­ны — он учит­ся быть тер­пе­ли­вым.
    11. Если ре­бен­ка час­то под­бад­ри­ва­ют — он при­о­бре­та­ет уве­рен­ность в се­бе.
    12. Если ре­бе­нок жи­вет в ат­мо­сфе­ре друж­бы и чувст­ву­ет се­бя не­об­хо­ди­мым — он учит­ся на­хо­дить в этом ми­ре лю­бовь.
    13. Не го­во­ри­те пло­хо о ре­бен­ке — ни при нем, ни без не­го.
    14. Кон­цент­ри­руй­тесь на раз­ви­тии хо­ро­ше­го в ре­бен­ке, так что в ито­ге пло­хо­му не бу­дет оста­вать­ся ме­с­та.
    15. Будь­те ак­тив­ны в под­го­тов­ке сре­ды. Про­яв­ляй­те по­сто­ян­ную тща­тель­ную за­бо­ту о ней. По­ка­зы­вай­те мес­то каж­до­го раз­ви­ва­ю­ще­го ма­те­ри­а­ла и пра­виль­ные спо­со­бы ра­бо­ты с ним.
    16. Будь­те го­то­вы от­клик­нуть­ся на при­зыв ре­бен­ка, ко­то­рый нуж­да­ет­ся в вас. Всег­да при­слу­ши­вай­тесь и отве­чай­те ре­бен­ку, ко­то­рый об­ра­ща­ет­ся к вам.
    17. Ува­жай­те ре­бен­ка, ко­то­рый сде­лал ошиб­ку и смо­жет сей­час или чуть поз­же ис­пра­вить ее, но не­мед­лен­но стро­го оста­нав­ли­вай­те лю­бое не­кор­рект­ное ис­поль­зо­ва­ние ма­те­ри­а­ла и лю­бое дейст­вие, угро­жа­ю­щее без­опас­нос­ти са­мо­го ре­бен­ка или дру­гих де­тей.
    18. Ува­жай­те ре­бен­ка, от­ды­ха­ю­ще­го или на­блю­да­ю­ще­го за ра­бо­той дру­гих, или раз­мыш­ля­ю­ще­го о том, что он сде­лал или со­би­ра­ет­ся сде­лать.
    19. По­мо­гай­те тем, кто хо­чет ра­бо­тать, но по­ка не мо­жет вы­брать се­бе за­ня­тие по ду­ше.
    20. Будь­те не­у­стан­ны, разъ­яс­няя ре­бен­ку то, че­го ра­нее он по­нять не мог — по­мо­гай­те ре­бен­ку осва­ивать не осво­ен­ное ра­нее, пре­одо­ле­вать не­со­вер­шенст­во. Де­лай­те это, на­пол­няя окру­жа­ю­щий мир за­бо­той, сдер­жан­ностью и ти­ши­ной, ми­ло­сер­ди­ем и лю­бовью. Будь­те го­то­вы по­мочь ре­бен­ку, ко­то­рый на­хо­дит­ся в по­ис­ке и быть не­за­мет­ным для то­го ре­бен­ка, ко­то­рый уже все на­шел.

Статьи