В последнее время имя М. Монтессори стало настолько популярным, что часто можно встретить забавные объявления, авторы которых явно не понимают сути вопроса.
Довольно часто можно прочитать о группах, где развитие детей ведется одновременно по методикам Никитина, Зайцева и Монтессори.
Это абсурд хотя бы потому, что Б.П. Никитин создал систему семейного воспитания, Зайцев придумал несколько технологий интенсификации отдельных навыков детей, а Мария Монтессори разработала педагогическую систему развития детей в условиях их индивидуальной работы в специально подготовленной среде. И развивающие игры Никитина, и знаменитые кубики Зайцева в эту среду не вписываются по логике развития детей, как ее видит М. Монтессори.
Поэтому СОВЕТ № 1
Выбирая детский сад для своего ребенка, учитывайте следующий факт: Монтессори-систему нельзя автоматически сочетать с другими методиками развития детей. Кроме того, частичное использование метода также не обеспечивает эффективную работу с детьми.
СОВЕТ № 2
Необходимо выяснить уровень квалификации работающих в группе педагогов. Желательно, чтобы они имели свидетельство или диплом о соответствующем образовании.
Имейте в виду, что краткосрочные курсы (до двух недель или 80 часов) дают право только на работу ассистентом при опытном Монтессори-учителе.
Но кроме этого, во-первых, эти люди должны принимать и разделять то отношение к ребенку, которое предлагает М. Монтессори, и иметь полное представление (не только на уровне владения терминологией) о психолого-педагогических основах системы и уметь использовать знания в работе.
Первый признак того, что это произошло, - стиль отношений с детьми, атмосфера, которая складывается в группе.
Во-вторых, педагоги должны грамотно строить подготовленную среду. Если вы видите, что материалов группе располагается хаотично или перепутан, будьте осторожны. Вас вводят в заблуждение.
В-третьих, педагоги должны уверенно владеть навыками работы с материалами (в хорошей группе учитель за урок дает от 10 до 20 презентаций -коротких уроков с материалом).
СОВЕТ № 3
Постарайтесь понять, каково отношение администрации детского сада к группе Монтессори и созданию условий для ее работы. Важно, чтобы администратор понимал суть метода и принимал те правила, соблюдение которых необходимо для создания особой атмосферы в группе.
Мы настоятельно рекомендуем как минимум не разрывать урок, отвлекая детей на посторонние занятия. Если даже эта несложная рекомендация нарушается, то есть масса вопросов к детскому саду о возможности эффективной работы в рамках системы М. Монтессори.
Монтессори |
Традиционное |
Главное внимание уделяется формированию мыслительных структур и социальному воспитанию |
Главное внимание уделяется усвоению правил и социальному воспитанию |
Учитель не занимает жесткой позиции в классе, ребенок – активный участник собственного учения |
Учитель в классе активен, доминирует, ребенок является пассивным участником процесса обучения |
Среда и метод побуждают к развитию внутренней самодисциплины |
Учитель действует как главный создатель регулируемой извне дисциплины |
Все объяснения, индивидуальные и групповые, приспосабливаются к особенностям каждого ребенка |
Все объяснения, индивидуальные и групповые, соответствуют стилю обучения взрослого |
Дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу |
Основная часть обучения производится учителем, и взаимодействие учащихся порицается |
Ребенок выбирает себе работу исходя из собственных интересов и способностей |
Ребенку предлагается расписание занятий, не учитывающее его интересов |
Ребенок формирует собственные понятия с помощью самообучающих материалов |
Понятия даются ребенку учителем |
Ребенок занимается выбранным делом столько, сколько ему необходимо |
Ребенку дается ограниченное время для работы |
Ребенок сам определяет темп усвоения материала |
Темп усвоения материала определяется нормами или учителем |
Ребенок самостоятельно находит ошибки при помощи «обратной связи», предоставляемой материалами |
Учитель указывает на ошибки |
Обучение имеет внутреннюю мотивацию в самой деятельности ребенка и ощущении успеха |
Обучение мотивируется извне повторением правил и системой наказаний и поощрений |
Материал, развивающий ощущения и восприятие, дающий возможность для практического манипулирования |
Очень мало материала для развития сенсорики и практических действий |
Упорядоченная программа для обучения уходу за собой и своим окружением |
Мало внимания навыкам самообслуживания |
Ребенок может работать там, где ему удобно, двигаться и общаться (не мешая другим), групповая работа ведется по желанию | Ребенок имеет жестко определенное место, побуждается сидеть смирно и слушать во время групповой работы |
Ребенок растет быстро. Вот он вроде бы лежал в пеленках – и уже в первый класс пошел. Мы думаем, что начать правильное воспитание не поздно никогда. Еще сегодня покричим на ребенка, а с понедельника начнем применять на практике советы Ушинского и Песталоцци. Но «понедельник» в таких случаях не приходит никогда. Пока еще не поздно и малыш полностью перед вами – маленький, беззащитный человек. Так давайте попробуем пообещать ему (и себе), что, начиная… нет, не с Нового года, а прямо с этой минуты, мы попытаемся вести себя с ним иначе. Дайте себе 20 обещаний и постарайтесь выполнить хотя бы половину….
1.Перестанем делать ребенку замечания при посторонних.И, наконец, перестанем испытывать чувство вины перед ребенком – лучше исправлять недоработки, чем изнывать от собственного несовершенства
Ребенку нужна свобода, но свобода ни в коем случае не должна превращаться в хаос. Психика ребенка требует порядка и определенности. Этот мир в новинку малышу, и поэтому он очень ценит узнаваемые ориентиры - своя кроватка, мама, которая всегда рядом, обои определенного цвета и т.д. Ребенка можно довести до невроза, ежедневно переставляя мебель в квартире или переезжая с места на место. Это же касается не только места для игрушек, но и распорядка дня и требований родителей. Они тоже должны быть строго определены. Благодаря внешнему порядку ребенок строит внутренний порядок в себе самом. В дальнейшей жизни человека порядок в мыслях, поступках, законопослушание, да и уровень саморегуляции поведения в целом, будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в возрасте от 0 до 3 лет.
Каким же образом мы можем упорядочить жизненное пространство ребенка?
1. Комната должна быть оформлена так, чтобы подходить именно вашему конкретному ребенку, отражать его индивидуальность и интересы. То, что в ней находится, должно нравиться ему, а не отражать вкусы родителей. Украсьте стены комнаты теми рисунками или фотографиями, которые выберет ваш ребенок, повесьте их на уровне его глаз. Настенные часы с крупным циферблатом и легко читающимися цифрами также должны висеть на уровне глаз ребенка.Но самое главное - стараться соблюдать две последовательности:
- Последовательность событий (порядок во времени) Смещение графика для ребенка не так страшно, как нарушение ежедневных ритуалов последовательности «встать, есть, гулять, мыться, спать». Старайтесь помогать детишкам чувствовать себя увереннее.
- Последовательность требований. Малыш попал в этот мир какие-то год-два назад. Он оказался среди незнакомых ему папы, мамы, бабушки, дедушки и т.д. Он изучает вас, пытается понять, чего вы хотите от него. И если вы говорите одно, а делаете другое, то в его маленьком мире наступает хаос. И дальше он перестанет вас слушать, но не потому, что он плохой и вредный, а потому, что так он оберегает свой внутренний мир от полного разрушения. Поэтому никогда не обещайте того, чего не можете сделать.
Ваша домашняя обстановка.
1. Покупайте одежду, которую ребенок может одеть или снять самостоятельно (брюки с эластичным поясом, рубашки с большими пуговицами, свитера с широким воротом).Совместная деятельность.
1. Водите своего ребенка в интересные места, такие как, библиотека, почта, местные фабрики, зоопарк, музеи, детский театр, пляж, парк, игровые площадки. Обсуждайте увиденное там.Самостоятельная деятельность ребенка.
1. Предоставьте ребенку пластиковый тазик с водой, несколько пластиковых бутылок, воронку, губку, сито и фартук. Дайте ему возможность свободно использовать эти вещи и узнать свойства воды. Покажите ребенку, как следует убирать место, где он занимался.Отношения и факторы влияния.
1. Если отец проводит дни, работая вдалеке от дома, желательно чтобы ребенок видел его за работой в домашних условиях. Когда ребенок видит, как отец выполняет какую-то работу дома, ему легче представить что значат слова "папа на работе".
Родители часто задают мне вопрос о том, что же будет с их ребенком после детского сада Монтессори. Не возникнут ли у них дополнительные трудности в нашей отнюдь не совершенной начальной школе. Но, во-первых, сама проблема перехода из детского сада в школу есть и, наверное, еще долго будет и помимо детских садов Монтессори. Существующие программы дошкольного обучения никак не согласуются (часто это просто невозможно) с теми требованиями, которые предъявляет детям начальная школа. Именно поэтому возникают многочисленные прогимназии и подготовительные группы, где зачастую за отдельную плату детей учат тому, что требуют от них при поступлении в школу. Более того, уже навязывается и закрепляется стандартное представление о том, что детский сад готовит ребенка к школе, школа к поступлению в институт, а высшее образование определяет место, которое человек сможет занять в обществе. Таким образом, малышу и его родителям предлагается с самого нежного возраста участвовать в беспощадной гонке на выживание. Внешняя цель - образование и карьера, ставка - здоровье и нормальное развитие. С другой стороны, самые престижные школы подчас не могут дать знания соответствующие требованиям престижных же ВУЗов. Налицо кризис всей системы образования, основанной на репродукции знаний и не стыкующейся ни в одном из своих переходных звеньев. Практически сегодня, отдавая своего ребенка на следующую ступень обучения, родители вынуждены, нанимая репетиторов, специально готовить его к требованиям конкретного образовательного учреждения.
Во-вторых, даже в этих сложных условиях, дети из групп Монтессори, без особого труда поступают в эти самые престижные школы. Как правило, наши дети учатся в них достаточно успешно потому, что, как правило, имеют внутреннею мотивацию к обучению, умеют концентрироваться на работе, могут аргументировано отстаивать свое мнение и рассуждать о проблеме и, наконец, они более дисциплинированы той самой внутренней дисциплиной, о которой я уже писал. В группе Монтессори дети получают не только навыки и знания, но и метод самообучения, привычку к самостоятельной работе. Другое дело, что у кого-то эти навыки более основательны и не забиваются даже все еще авторитарной и унифицирующей школьной системой.
Меня часто спрашивают о том нельзя ли продолжать обучение в Монтессори школе? Я вынужден констатировать, что пока нельзя. К сожалению, создание таких школ тормозится несколькими факторами. Во-первых, самая простая проблема это комплектация таких классов. По существующей практике в них принимают детей из дошкольных групп Монтессори. Каждый год из одной правильно сформированной разновозрастной группы в школу идут 3-4 человека. В детских садах от 1 до 4 таких групп. В классе минимум 20. Во-вторых, необходимы учителя способные работать совсем по-другому, а главное, имеющие соответствующую полноценную подготовку, которую сегодня можно получить только на Западе. В третьих, необходимы специально оборудованные классы, потому что в школе подготовленная среда составляет основу содержания образования. И эта подготовленная Среда на 90% делается руками учителя, но по определенным образцам. Наконец, необходима определенная адаптация этого содержания образования к условиям российского образования. К сожалению, несмотря на то что существует уже ряд начальных классов “работающих по Монтессори” реальное содержание их деятельности часто либо носит только элементы метода, либо вообще ему не соответствует.
Есть и принципиальный вопрос, а имеет ли смысл начальная Монтессори-школа в России? На Западе, где совершенно другая, менее унифицированная система образования, родители на выходе из начальной школы получают такой спектр специализированных школ следующей ступени, что без труда выбирают ту, которая подходит их ребенку по направлению и уровню развития. С другой стороны, даже там преемственность между дошкольным и школьным Монтессори учреждениями не всегда срабатывает. Так дочка моей немецкой знакомой в первый же день, вернувшись из школы Монтессори, веско и аргументировано определила свой конфликт с учителем и тут же была переведена в другую, обыкновенную школу. Поэтому я всегда рекомендую родителям, задающим мне вопрос, о том, куда отдавать родное чадо после детского сада: “Ищите не школу, а учителя способного принять и понять вашего ребенка, а остальное он сделает при минимальной помощи”.
К.Сумнительный. Как помочь ребенку построить себя.
СЕМЬ ВЕЛИКИХ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ «НЕ»
Не принуждать. Поймем и запомним: пищевое насилие - одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический и психический. Если ребенок не хочет есть, значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет, есть только чего-то определенного, значит, не нужно именно этого! Никаких принуждений в еде! Никакого «откармливания»! Ребенок не сельскохозяйственное животное! Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае, голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.
Не навязывать. Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторения, предложения - прекратить.
Не ублажать. Еда - не средство добиться послушания и не средство наслаждения. Еда- средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Вашими конфетками вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.
Не торопить. Еда - не тушение пожара. Темп еды - дело сугубо личное. Спешка еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове. Если приходится спешить в школу или куда-нибудь еще, то пусть ребенок лучше не доест, чем в суматохе и панике проглотит еще один не дожеванный кусок.
Не отвлекать. Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако если ребенок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит, он не голоден.
Не потакать, но понять. Нельзя позволять ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (например, неограниченные дозы варенья или мороженого). Не должно быть пищевых принуждений, но должно быть пищевые запреты, особенно при диатезах и аллергиях. Соблюдение всех прочих «не» избавит вас от множества дополнительных проблем.
Не тревожиться и не тревожить. Никакой тревоги, никакого беспокойства качеством пищи. Не приставать, не спрашивать: «Ты поел? Хочешь есть?» Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет, так будет правильно – так, только так! Если ребенок постарше, то вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов и предложить поесть. Еда перед тобой: ешь, если хочешь.
При организации правильного питания ребенка дошкольного возраста дома следует учитывать следующее:
не допускайте, чтобы ребенок переедал или же испытывал чувство голода;
научитесь правильно дозировать количество каждого блюда;
можно предлагать ребенку пить натощак воду комнатной температуры (несколько маленьких глотков);
* если ребенок проголодается между завтраком и обедом, желательно предлагать ему сухофрукты, сырые овощи, фрукты, сухарики, галетное печенье, сок с мякотью, фруктовое пюре, кефир, но не: сладкий чай, булочки, сладкое печенье, бутерброды, конфеты, варенье;
* если ребенок хочет пить, лучше всего утоляет жажду минеральная вода, отвар шиповника, настои из листьев смородины, земляники, хлебный квас, но не: компоты, кисели, сладкие напитки;
* не заставляйте малыша есть через силу. Если вашим детям объяснения не помогают, понаблюдайте за ними, поищите причину (плохое настроение, плохое самочувствие, озабоченность своими проблемами, незнакомое блюдо, нелюбимый продукт, высказанное кем-то отрицательное мнение о еде и т.д.) Не следует наказывать ребенка, лишая его любимой пищи.
Помните! Дети очень внимательны, они все видят и слышат. Следите за своими репликами о пище. О пище можно говорить только хорошо. Во время еды все должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребенка это довольно - таки сложное дело.
Не забывайте хвалить детей за аккуратность, неторопливость, культурные навыки.
Не фиксируйте во время еды внимание ребенка на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья).
Очень важно помнить, что:
* каждое блюдо должно быть красиво оформлено и подано ребенку с акцентом на том, что это именно для него;
* каждый прием пищи должен начинаться с овощей, лучше сырых, крупно нарезанных, если салатов, то свежеприготовленных;
* почти в каждом блюде можно найти любимый малышом продукт.
Необходимо обратить на него внимание ребенка, это поможет развить аппетит;
* лучший способ приготовления еды - на пару, в духовом шкафу; в собственном соку, с небольшим количеством жира. Это поможет максимально сохранить биологическую ценность продукта, принесет больше пользы организму, предохранит от кариеса, пародонтоза, колита, дисбактериоза и др.;
* пища для ребенка дошкольника должна быть не протертая, а в натуральном виде;
* внешний вид помещения, свежесть воздуха, красивая сервировка стола, спокойная атмосфера – все это помощники хорошего аппетита.
У вашего малыша плохой аппетит?
В возрасте – 3-5 лет – многие родители сталкиваются с такой проблемой как плохой аппетит любимого чада. И проблема эта чаще всего появляется в период перехода с жидкой на твердую пищу. Родители пытаются насильно покормить ребенка, запихнуть в него «ещё хоть ложечку» и попадают в замкнутый круг: он не хочет ни есть сам, ни чтобы его кормили; он набивает рот едой и сидит, не жуя, может ходить с полным ртом часами, а если удастся накормить, его тут же рвет.
Пищевое поведение — очень важная часть жизни любого существа, потому что связана с задачами его выживания и взаимодействия со средой вообще. У человека, помимо чисто биологического аспекта, можно говорить еще и о символике кормления: кормление — это всегда еще и одаривание любовью, поддержкой, различными, кроме пищи, средствами выживания и развития. Вспомните русские народные сказки: «Поешь моих яблочек, попробуй моих пирожков...» — все эти предложения, без сомнения, содержат в себе не только кулинарно - рекламный смысл. Поэтому очень многие особенности личности маленьких детей связывают со способом их пищевого поведения.
Итак, ребенок, который отвергает или не переваривает пищу, испытывает неосознанные сомнения в том, что это ему нужно, возможно, отвергает отношение взрослых в той форме, в которой оно проявляется, и не может справиться с ожиданиями и претензиями, которые к нему предъявляются (отсюда — неспособность пережевывать то, что под нажимом он все же взял в рот). Долговременными последствиями такого рода переживаний могут быть пониженная самооценка, слабый жизненный тонус и недоверие к миру вообще. Кормление вопреки желанию представляет собой одну из форм физического насилия.
Как помочь родителям справиться с этой проблемой?
Прежде всего, убедитесь с помощью педиатра, что у ребенка не нарушен рефлекс глотания. Затем, пока не возникло невроза (если еще не воз¬никло), следует сделать следующие шаги.
Во-первых, перестать кормить вообще, но класть на видное доступное место ту пищу, которая ребенку нравится больше.
Во-вторых, сменить обстановку и таким образом сломать стереотип: пусть его покормит бабушка, папа или кто-то из знакомых — тогда он получит возможность вести себя совсем по-другому.
Одновременно можно попробовать применять игровые приемы воспитания (кормить кукол, зверюшек). И еще одно по¬желание: задумайтесь о том, что для вас значит пища и как вас кормили в детстве? А также попробуйте сосредоточиться на тех проблемах (материальных, эмоциональных), которые существу¬ют у вас сейчас, помимо сложностей воспитания малыша. Воз¬можно, именно они бессознательно и породили ваши сегодняшние проблемы, потому что ребенок в раннем детстве почти всегда отражает то, что получает от взрослых, а язык психосоматики — единственный, которым он владеет в совершенстве.
И напоследок, вам стоит помнить о том, что самое главное – не воспринимать плохой аппетит ребенка в этом возрасте как страшную проблему, потому что ребенок интенсивно растет до двух лет, с двух до пяти его рост замедляется, соответственно снижается и потребность в питательных веществах. Малыш вырастет и аппетит, несомненно, восстановится.